воскресенье, 28 сентября 2014 г.

АЛЕКСЕЙ ГОРДЕЕВ БЕРЕТ УЧИТЕЛЕЙ ИЗМОРОМ

Опасную игру затеял губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. Кому как не ему, опытному политику, знать, чем грозит формальное выполнение указов Президента РФ. Последние пять лет, несмотря на неоднократные заявления властей Воронежской области о том, что учителя и воспитатели детских садов «получают за свою нужную и ответственную работу достойные деньги», зарплата педагогов оставляет желать лучшего.

ЧИНОВЬИЧЬИ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЯ
Не первый год педагоги Воронежской области жалуются на малые суммы, которые они получают за свой труд. Алексей Гордеев, став губернатором региона в 2009 году, неоднократно обещал работникам сферы образования повысить зарплату. Так, осенью 2011 года чиновники вновь удивили учителей. После указания премьер-министра Владимира Путина сделать зарплату педагогам выше средней по региону, главы поспешили отчитаться: уже! В Воронежской области среднюю зарплату педагогов чиновники насчитали в 16 тыс. 100 рублей. На даже работая на две ставки и беря всевозможные подработки, учителя такую сумму не получали.
В мае 2013 года отчаявшиеся учителя пожаловались президенту Владимиру Путину. Спустя три месяца губернатор Воронежской области Алексей Гордеев во время участия в городском образовательном форуме в очередной раз заявил: "Мы сделаем все для того, чтобы учитель у нас получал достойную зарплату". И особо подчеркнул, что «майские указы» относительно повышения зарплат работникам образования и здравоохранения будут исполнены. Ведь зарплата педагога – это «святое».   
Учителям и воспитателям со скрипом «накинули» по несколько сотен рублей в месяц, и в ноябре власти бодро отчитались: «Воронежская область полностью выполняет обязательства по повышению зарплат педагогических работников в соответствии с ростом экономики».

ПОТОГОННАЯ СИСТЕМА
Накануне сентябрьских выборов воронежского губернатора врио руководителя областного департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов подвел итоги за минувшую пятилетку. Почему не за год, а за пять лет? Так Алексей Гордеев пять лет как в Воронежской области отработал. Впрочем, сам Олег Мосолов столько же.
Доклад врио руководителя департамента образования пестрел цифрами: за пять лет зарплата в системах дошкольного, общего и дополнительного образования выросла в 2,5 раза; на 111 единиц увеличилось количество детских садов; построено и реконструировано 16 школ, примерно в половине школ сделан капитальный ремонт, в области не осталось ни одной общеобразовательной организации, которая не была бы оборудована системами водоснабжения и канализации.
С «позитивным» докладом не согласились директор департамента управления программами и конкурсных процедур министерства образования и науки РФ Михаил Попов и председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова. Оба сошлись во мнении о том, что
указ Президента России о повышении зарплат педагогов выполняется в основном за счет того, что учителям просто добавляют работы.
«Нас не может удовлетворить то, что повышение зарплаты зачастую достигается путем оптимизации численности работников и чрезмерной интенсификации их труда. Да, зарплата растет, но при условии увеличения педнагрузки, дополнительной работы в кружках, группах продленного дня и так далее. Оклад по-прежнему остается очень маленьким – 7-8 тыс. руб., плюс доплата за квалификацию, а вот остальная часть заработной платы зависит от дополнительной нагрузки», - пояснила Бирюкова.
Сегодня учителя Воронежской области устали от перегрузок и потогонной системы. Они вынуждены работать на износ, иначе не будет хватать средств на жизнь. По мнению Тамары Бирюковой, выполнение указа Президента России в части доведения заработных плат учителей до средней по экономике региона, которая сегодня приближается к 25 тыс. руб., достигается за счет того, что каждый третий учитель работает на 1,5-2 ставки. При этом сайты вакансий столицы Черноземья пестрят объявлениями: «требуется воспитатель, з/п 10-14 тыс. руб», «требуется учитель, з/п 11-15 тыс руб.», «требуется помощник воспитателя, з/п 8-10 тыс. руб»...

ТЩЕТНОЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Удивляет вольная трактовка указов Президента РФ органами региональной и муниципальной власти. Приказ о доведении заработной платы работников образования до средней подразумевал под собой то, что педагоги за свой труд будут получать большую зарплату, а не то, что им придется работать на износ.
В канун выборов губернатора директор департамента Минобразования РФ предостерег власти Воронежской области. Он нелестно отозвался о чиновниках, которые «видят своей главной задачей лишь формальное выполнение показателей». По его словам, «в ряде регионов и муниципалитетов рост зарплаты педагогов сопровождается сокращением социальных педагогов, психологов, педагогов дополнительного образования». Помимо этого, Михаил Попов отметил: «Иногда это стратегические усилия по более эффективному использованию человеческих ресурсов, но чаще всего это экономия, которая печально влияет на качество образования».
Игнорируется региональными властями еще одно поручение главы государства:
перевод всех школ в односменный режим работы. В Воронежской области, согласно министерским данным, в текущем учебном году во вторую смену обучаются более 20 тыс. человек. Это практически невыполнимо в Воронежской области. Почему? Катастрофически не хватает школ. За последнее десятилетие была возведена только одна школа. А требуется как минимум девять. В классах учится по 30 детей в две смены. А скоро подрастут малыши, которым сейчас не хватает мест в детских садах, и пойдут в школу...
Кстати, серьезные проблемы в системе образования сказались и на падении рейтинга Алексея Гордеева, который резко «просел» в пятом интегральном рейтинге глав регионов. Ведь критерий сокращения численности обучающихся во вторую смену уже включен в систему оценки эффективности губернаторов.

ПОДОЖДИТЕ! НЕ ДО ВАС...
Еще хуже обстоят дела у молодых учителей, которые, работая на ставку, со всеми доплатами и надбавками, установленными в Воронежской области, получает 10-13 тыс. руб. Как жить на такие деньги? Как растить детей и покупать жилье?
Как ни прискорбно это звучит, Алексею Гордееву нет дела до проблем людей, воспитывающих будущее поколение жителей Воронежской области. Он пришел сюда ненадолго и только заработать, создать условия для собственного бизнеса. Вот со строителями он быстро нашел общий язык и выстроил взаимовыгодные отношения. Однако, голос учителя не так слышен, как грохот строительного лобби.
Острая кадровая проблема в сфере образования особенно актуальна для столицы Черноземья. Средний возраст педработников – 55 лет. Молодежь неохотно идет трудиться учителем, еще менее охотно она выбирает труд воспитателя детского сада. Из всего курса выпускников профильного вуза только несколько человек выбирают профессию по специальности.
Эксперты видят причину не только в низких заработных платах и непрестижности профессии, но и в том, что в вузе дают теоретические знания. Студентов учат многому, но не учат любить детей, находить к ним подход и работать с родителями. Когда выпускник попадает в детский сад, он пугается нагрузки, ответственности, страшится трудностей и уходит. И если в городе с кадрами еще как-то решается проблема, в селе все намного труднее. Молодой специалист отказывается переезжать работать в село и еще по одной причине – отсутствие жилья. Снимать жилье начинающему учителю не по карману.
При этом в регионе практически ничего не делается для улучшения жилищных условий молодых учителей. Так, анкетирование обкома профсоюза
свидетельствует о явной недостаточности принимаемых в области мер по улучшению положения начинающих педагогов: 67% недовольны своей заработной платой, у 47% отсутствует уверенность в завтрашнем дне, 48% подвергло сомнению результативность проводимых в образовании реформ.
Принятый в Воронежской области в марте 2014 года закон «О молодом специалисте» почему-то обошел своим вниманием систему образования, оставив без «подъемных» начинающих учителей, несмотря на то, что речь в документе идет о более чем скромных выплатах: 10 тыс. руб. за первый год работы, 15 тыс. руб. – за второй год, 20 тыс. руб. – за третий год. Для сравнения: в Орловской и Астраханской областях начинающие учителя получают по 50 тыс. руб., в Брянске и Курске – 6 окладов, в Липецке – 20 тыс. руб. единовременно плюс 10 тыс. руб. ежегодно в течение трех лет, в Тюмени – 1 млн. руб. и автомобиль!
Профсоюз педагогов обратился с просьбой решить вопрос о доплатах молодым педагогам к губернатору Алексею Гордееву. Ответ на обращение до сих пор не получен. Некогда! У губернатора есть дела поважней: например, раскритиковать ВТО… Подождите, дорогие учителя и воспитатели, еще годика два-три, а может быть и четыре или пять. Может быть тогда, после смены губернатора, ваша реальная зарплата будет соответствовать средней в Воронежской области.

Лелея свои политические амбиции Алексей Гордеев подзабыл, что правильно выстроенная система дошкольного и школьного образования растит настоящих граждан страны. О каком патриотическом воспитании детей может идти речь, когда учителя и воспитатели вынуждены не по своей вине сводить концы с концами, пытаться прокормить свою семью и при этом постоянно слышать вранье со стороны властей? Бизнес есть бизнес: состраданию, как и педагогике, тут не место.
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий