понедельник, 6 октября 2014 г.

«НОВАЯ ИНДУСТРАЛИЗАЦИЯ А-ЛЯ ЕРОЩЕНКО» или НАЗАД В ЛИХИЕ ДЕВЯНОСТЫЕ

С некоторых пор «ручные» региональные  СМИ, на финансовую поддержку которых из бюджета Приангарья регулярно  уходят  немалые суммы, хором заговорили о том, что-де в Иркутской области «разворачиваются крупнейшие промышленные проекты федерального и международного значения  плюс масштабные региональные проекты... Иркутская область становится одной из приоритетных в экономике России, избиратели прекрасно это видят и чувствуют, и авторитет губернатора Сергея Ерощенко растет». Сам Ерощенко торжественно заявил, что приступил к процессу «реиндустриализации» региона.
О том, что на деле  представляет собой этот процесс в понимании иркутского губернатора-назначенца (в прошлом  — бизнесмена-рейдера регионального масштаба), мы попытаемся разобраться.

Как Сергей Ерощенко уничтожил одно из старейших предприятий Иркутской области
«Иркутский авиаремонтный завод гражданской авиации № 403 был создан на базе ремонтных мастерских общества «Добролет» в сентябре 1928 года», - читаем мы в интернет-энциклопедии  «Иркипедия». «После технического рейса Иркутск – Якутск – Иркутск был произведен ремонт первого самолета «Добролет», который велся под руководством будущего конструктора вертолетов Н. И. Камова.
...В Иркутске начали действовать ремонтные мастерские по обслуживанию самолетов. В начале 1934 по заданию правительства коллектив мастерских готовил самолеты Л-42, ПС-4, предназначенные для спасения челюскинцев и вывоза их из ледового лагеря экипажами Слепнева, Доронина, Водопьянова, работавших в то время в Иркутском авиапредприятии и ставших первыми Героями СССР.
В годы Великой Отечественной войны мастерские были преобразованы в авиационно-ремонтную базу – АРБ 403 ГВФ. Несмотря на нехватку специалистов, трудности в материально-техническом снабжении, работники АРБ в теч. 1942–1945 построили для фронта около 150 амфибий, отремонтировали 286 самолетов и 884 авиационного мотора.  В послевоенные годы завод успешно развивался, став монополистом по ремонту самолетов «АН» всех модификаций: в Иркутск ремонтировать «Аннушки» присылали все авиапредприятия от Камчатки до Смоленска, выполнялись заказы на ремонт самолетов из зарубежных стран».
«В 2008 завод прекратил свое существование...» - сухо констатирует «Иркипедия». Не пишет только — почему и кто в этом виноват. А ведь у виновников того, что сотни иркутян лишились рабочих мест, а уникальный производственный комплекс превратили в очередную ярмарку пополам с офисными клетушками, каких в Иркутске «выше крыши» -  есть имена, отчества и фамилии. 
...К началу рейдерского захвата (а было это в 1999-2000 годах) авиаремонтный завод № 403 был открытым акционерным обществом. 25% акций ОАО принадлежали государству. РФФИ представлял государство. Был Совет директоров, в который входило 7 человек. Из них двое — от РФФИ. Как правило, представители РФФИ всегда поддерживали позицию руководства завода, которое имело 3 голоса в совете. (руководил заводом на тот момент Виктор Павлович Зюзин).  Завод на тот момент создал дочернюю компанию - авиакомпанию «Ангара». Понемногу «Ангара» стала становиться на ноги — чему способствовало то, что предприятие занималось авиаремонтом. Здесь взяли старый самолет за долги и отремонтировали, там — старые долги взяли не деньгами, а в виде того же самолета... Вот «Ангара»-то  и привлекла внимание известного уже к тому времени в Иркутске рейдера — Сергея Ерощенко. Завод, то есть производство — на что это мошенникам, рвущимся к легкой и быстрой прибыли? Лишний «геморрой». А вот авикомпания — это «живые деньги». Да еще территория большая, зданий сколько добротных, с развитой инфраструктурой, да все это в удобном месте, рядом с транспортными артериями!
И вот через некоего Сергея  Кыштымова (стал затем директором завода 403, а затем вынырнул уже в роли  одного из вице-губернаторов при Ерощенко) начал раздуваться конфликт между акционерами предприятия. Действовали беззастенчиво: «положивший глаз» на активы завода 403 бизнесмен-рейдер Ерощенко летит в Москву и «обрабатывает» там чиновников из РФФИ, добиваясь замены прежних представителей государства в совете директоров завода на своих людей. Здесь чуточку поподробнее: участники событий говорят о том,  что большую помощь Ерощенко в проворачивании его гешефта оказал тогда руководитель Федеральной службы воздушного транспорта Александр Нерадько. (Сегодня -  по странной случайности конечно же -  министром транспорта Иркутской области является.. тогдашний подчиненный Нерадько, уроженец гор.Душанбе Артур Сулейменов).

После визита Ерощенко в Москву тут же был состряпан фальшивый протокол о том, что якобы прошло заседание совета директоров (в котором теперь, благодаря «финту» с РФФИ и голосам Кыштымова, а также еще одного бизнесмена с говорящей фамилией Взяткин,  большинства у действующего руководства завода не стало), снявшее действующего директора с должности. Сам директор Зюзин ни в каком заседании участия не принимал, и вообще — ни сном, ни духом...С этой «малявой» Ерощенко и  его подельники   идут в «самый справедливый в мире» Октябрьский суд г.Иркутска и ….

Следующим актом драмы было явление Ерощенко в компании судебных приставов и охранников на Ширямова, 2. Всё прежнее руководство авиаремонтного предприятия, весь аппарат просто выбрасывают на улицу.
-                   Приезжаю на Ширямова: стоит охрана с автоматами, - рассказывает один из свидетелей тех событий. -  Вижу — изымают мои личные документы,  которые так и не вернули потом, и даже украли лежавший среди деловых бумаг банковский вексель. С моего личного компьютера скачали всю имевшуюся на нем информацию. И слышу команду — «этого больше сюда не пускать»! Более того — ведь один из судов Зюзин все-таки умудрился выиграть, и его обязали вернуть на прежнюю должность. Но когда он зашел в свой старый кабинет и сел в кресло, тут же раздался звонок из областного УВД и ему было сказано: «Собирай шмотки и уходи по-хорошему»...
Всех акционеров ОАО, не входивших в «банду Ерощенко», перестали пускать на территорию завода, перестали предоставлять — вопреки закону! - любую информацию, а уж о дивидентах и говорить не приходится. Люди долго судились, но суды закончились ничем(интересы Ерощенко представлял тогда президент областной адвокатской палаты Георгий Середа). Здесь, наверное, необходимо напомнить: братья Ерощенко были тогда фаворитами всесильного главы региона Бориса Говорина, а их холдинг «Истлэнд», почти не встречая препятствий, захватывал все новые и новые бизнес-территории.
Закончилось все тем, что акционеры завода 403 сломались и продали свои акции за копейки. Ерощенко стал единовластным хозяином на Ширямова, 2.
Финал: новый хозяин выделяет авиакомпанию «Ангара» из ОАО, а само производство  - закрывает, то есть фактически уничтожает работающий завод(выпускавший на тот момент 2-3 самолета в месяц). Рабочих — на улицу, производственные площади — торгашам и под офисы.


Ерощенко: слова и дела
...Список того, что за свою рейдерскую карьеру разрушил и разграбил бизнесмен Сергей Ерощенко - ох какой длинный....А сколько же  заводов он построил,  какие производства запустил «нуля» за время своего губернаторства? В чем заключается «новая индустриализация» региона по-ерощенковски? Пока что она сводится в основном  к обещаниям и заклинаниям. Ерощенко клялся, что «спасет» от закрытия АЭХК в Ангарске — да не спас; он до сих пор уверяет, что «решит проблемы» Усолья-Сибирского — между тем  некогда мощный промышленный центр окончательно превращается в город-призрак; Ерощенко твердит о «создании рабочих мест» - но  не знает, что делать с безработицей в сравнительно небольшом Байкальске (на закрытии БЦБК отпиарился на всю катушку, а последствий не продумал) … Всё слова,  слова,  где же дела?
Вы знаете, а ОДНО-ЕДИНСТВЕННОЕ реальное дело мы все-таки у Ерощенко нашли. Он таки поучаствовал в «создании рабочих мест». В апреле прошлого, 2013 года  местные СМИ радостно отрапортовали об открытии в поселке Тельма нового производства. «Открытие новых заводов – это всегда праздник» - писала в те дни «Восточно-Сибирская правда». Правда, тележурналисты и газетчики, восхищаясь, старались поменьше говорить  о том, что именно будет выпускаться. А губернатор Ерощенко торжественно перерезал ленточку в новом ВОДОЧНОМ цехе, принадлежащем бизнесмену из Бурятии Михаилу Матханову.  «Я думаю, селяне должны быть довольны», - говорил при этом  Ерощенко, а Матханов радостно вторил: «Получив поддержку губернатора,  мы готовы приступить к производству!»

…Да, рабочие места в Тельме действительно созданы. Аж целых 70. И эти 70  –   не «умные машины» будут собирать, не новые технологии осваивать, не возводить уникальные конструкции.
Будут гнать «сивуху».
Вот и вся «реиндустриализация по-ерощенковски».

...Буквально в те  самые дни, когда вся  Иркутская область праздновала открытие под патронажем Ерощенко  водочного цеха, была обнародована свежая статистика:  областное УВД сообщило о 15-ти случаях смерти детей от удушения во сне пьяными родителями в первом полугодии 2013 года. «Полиция Иркутской области обращается к родителям малолетних детей с просьбой исключить употребление алкогольных напитков», - так заканчивался пресс-релиз  ГУ МВД России по Приангарью.

P.S“Байкальский регион остался не у дел: федеральные власти «забыли» включить Восточную Сибирь в программу опережающего развития”, - сообщило агентство «Телеинформ». «Байкальский регион фактически не затрагивается программами государственного развития. Об этом заявил депутат ГД РФ Михаил Слипенчук на расширенном заседании Межфракционной депутатской группы (МГД) «Байкал». Он рассказал, что к таким выводам пришли участники форума «Байкальский диалог», который проходил в Улан-Удэ в августе этого года.
Полпред президента в СФО Николай Рогожкин на заседании Межфракционной депутатской группы «Байкал» разделил обеспокоенность собравшихся тем фактом, что Восточная Сибирь и Байкальский регион оказались не включены в программу территорий опережающего развития (ТОР), куда вошёл Дальний Восток.
А как же «крупнейшие проекты», как  же «приоритетность» Приангарья для экономики России? И где же  «губернатор-индустриализатор» Ерощенко?..


P.P.S.  «...Прошло всего две недели с тех пор как по поручению губернатора области взять ситуацию на усольском заводе ОАО ПО «Усольмаш» на особый контроль город посетил министр промышленности и лесного комплекса Иркутской области Кирилл Торопов (см. «Усольмаш – на особом контроле»). И вот результат «особого контроля». Во вторник, 23 сентября, арбитражный управляющий предоставил в усольский городской центр занятости населения уведомление о сокращении 552 работников предприятия, где в последнее время трудились всего около 700 человек. Самое интересное, что не только рабочие Усольмаша об этом пока - ни сном, ни духом, но ничего о грядущем сокращении не могут сказать даже работники отдела кадров и руководство...».



Комментариев нет:

Отправить комментарий