понедельник, 10 ноября 2014 г.

Хозяин - барин

В Башкирии зафиксирована попытка рейдерского захвата российского отраслевого профсоюза

Прецедент, который может стать угрозой для всего российского профсоюзного движения, зарегистрирован в Башкирии. Руководство ГУП «Башавтотранс», вероятно, посчитало, что находится вне конституционного поля России и лишило своих рабочих гарантированных им государством прав. Мало того, что водители государственного автопредприятия получают самую низкую зарплату в республиканской автоотрасли, и не имеют положенных и утвержденных законом надбавок и выплат, теперь они еще и лишились защиты своих трудовых интересов и права объединяться в профессиональные союзы.

Российский отраслевой профсоюз, который пытался отстоять права автотранспортников, насильно выдавили из предприятия, заставляя водителей под угрозой лишения зарплаты писать заявления о выходе из профсоюзной организации. В уфимском ПАТП № 1, например, шоферам не выдавали путевые листы, пока они не отказывались от членства в профсоюзе.
В региональном комитете общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства считают, что речь идет о рейдерском захвате профсоюзного бюджета.
- Это очень опасный прецедент, который неизбежно ведет к конфронтации и нагнетании социальной напряженности, - констатирует председатель регионального комитета Роспрофавтотрансдора Рустам Асадуллин. – В государственном автопредприятии грубо и систематически нарушаются конституционные права человека и действующее трудовое законодательство, разрушается многолетняя система социального партнерства.   
В минувшую пятницу перед правовым инспектором труда общероссийского профсоюза работников автотранспорта Геннадием Фазыловым и техническим инспектором труда Маратом Давлетшиным наглухо закрылись ворота филиала госпредприятия в Салавате.
Профсоюзные инспектора в соответствии с законом попытались истребовать документы, (которые, к слову, им обязаны предоставить беспрепятственно), связанные с недавно произошедшими в Салаватском АТП несчастными случаями, но не сумели даже попасть на территорию автоперевозчика. Несмотря на то, что сразу несколько российских законов гарантируют представителям профсоюзного движения беспрепятственный доступ в трудовые коллективы, гендиректор ГУПа Алексей Клуг заявил, что для входа профсоюзных активистов на госпредприятие требуется его личное разрешение.
Не иначе, барин вообразил, что все водители теперь стали его крепостными, а российские законы на него не распространяются. Хотя, согласно законодательству страны, уведомлять работодателя о проведении выездной внеплановой ревизии профсоюзные активисты не обязаны, а Трудовой кодекс гарантирует им право в любой момент провести проверку соблюдения трудовых норм.   
В этот раз поводом для выезда профсоюзных инспекторов, надзирающих за соблюдением трудового законодательства, стали сразу два несчастных случая, которые, по данным профсоюза, руководство автопредприятия намерено выдать за бытовые травмы. Так, 20 октября получил термический ожог первой и второй степени водитель Юрий Егоров – взорвалось газобаллонное оборудование, кустарным способом поставленное на автобус «ПАЗ». Мужчина признался хирургу поликлиники № 2 Ишимбайской больницы, что на автопредприятии его попросили сообщить, что он обжегся на собственной кухне.

- Ссориться с начальством не хочу, - говорит Юрий Егоров. – Если бы знал, как лечить ожоги в домашних условиях, вообще бы не пошел к врачу.
- Это называется служебным подлогом и карается в уголовном порядке, - констатирует заместитель председателя регионального профсоюза автотранспортников Геннадий Фазылов. – Больничный по производственной травме оплачивает предприятие, а бытовой – государство. Значит, за преступную халатность госперевозчика, не способного обеспечить безопасность своих рабочих, расплатится российская казна. Кроме того, это нарушение прав работника, который в случае производственной травмы вправе стребовать с предприятия компенсацию.
До сих пор находится на излечении в Ишимбайской больнице сотрудница отдела кадров Салаватского АТП Ольга Рогулина – дама получила тяжелую черепно-мозговую травму, попав в аварию 28 октября. Автобус госпредприятия перевернулся на гололеде, потому что за рулем сидел не прошедший обязательную стажировку украинский беженец. Парень не знал маршрута и не имел опыта вождения на скользкой дороге – это также грубейшее нарушение начальства автопредприятия, не обеспечившего подготовки водителя. Ольга Рогулина отправилась в рейс, как ревизор, чтобы подсчитать количество пассажиров на маршруте, но серьезно пострадала. И сегодня травму женщины руководство госперевозчика также намерено выдать за бытовую, и она тоже не сможет рассчитывать на какие-либо выплаты от работодателя.
            
- Наша профсоюзная правовая техническая инспекция столкнулась с фактом грубого нарушения трудового законодательства, - уверен Геннадий Феликсович. - Это в корне противоречит всем нормам и грозит уголовной ответственностью. Мы уже написали заявление в прокуратуру Башкирии с требованием разобраться и наказать виновных.
Только с гендиректора госпредприятия Алексея Клуга, не впервые нарушающего закон, как с гуся вода. В мае этого года за многочисленные факты пренебрежения трудовыми правилами, гендиректора уже оштрафовала Государственная инспекция труда по РБ, а акт контролирующего органа признал законным Советский суд Уфы. Однако до сих пор предписание трудовой инспекции не исполнено, а штраф должностным лицом не оплачен. На недопустимость незаконных действий указали Клугу и в управлении Министерства юстиции РФ по РБ, но, похоже, автобусный начальник и впрямь умудряется жить вне правового поля страны, поскольку и в этом случае он остался безнаказанным.
По данным профсоюза, в Ленинской прокуратуре Уфы, на территории которой расположен головной офис автопредприятия, озвучивают позицию работодателя, а многочисленные жалобы работников на нарушение их трудовых прав ревизоры в погонах оставляют без внимания.  
Неудивительно, что с того момента, как из госпредприятия начали выдавливать профсоюзную организацию, условия труда рабочих «Башавтотранса» только ухудшаются, а их права откровенно попираются.
Так, по словам профсоюзных лидеров госпредприятия, вместо заработной платы работники получают материальную помощь, которая в меньшей степени облагается налогами. Руководителю автоперевозчика кажется, что таким образом он сумеет обмануть налоговую инспекцию. Но фискалам не составит труда доказать, что в государственном автопредприятии, заставляя людей писать заявления на материальную поддержку, лишают обязательных перечислений государство, и стребовать с госперевозчика недоплаченные налоги. Но работающие в «Башавтотрансе» люди уже сегодня потеряли в средней зарплате, а это значит, что махинации руководства уменьшили им будущие пенсии, выплату больничных и возможность получения кредитов, так как материальная помощь не учитывается в справке НДФЛ.   
- В нарушение сразу пяти статей Трудового кодекса страны, размер тарифной ставки первого разряда работающих в ГУП «Башавтотранс» составляет всего 36 процентов от установленной республиканским соглашением работодателей и правительства РБ для работников автомобильной отрасли, - рассказывает председатель регионального комитета общероссийского профсоюза автомобильного транспорта Рустам Асадуллин. – Кроме того, существует федеральное отраслевое соглашение, согласно которому ставка первого разряда, существующая сегодня у госперевозчика, не соответствует даже минимальным значениям.  
По словам Асадуллина, он неоднократно встречался с гендиректором госпредприятия Алексеем Клугом и указывал ему «на недопустимо низкий размер тарифной ставки первого разряда и необходимость приведения ее в соответствие с трудовым законодательством и республиканским соглашением». Но топ-менеджер предприятия сослался на водителей, которые, якобы, сами не хотят получать большую зарплату.
А профсоюзу, который оказался не в меру активен, гендиректор отомстил простым способом – запретив бухгалтерии, опять же в нарушение всех законодательных норм, удерживать и перечислять профсоюзные взносы.   
Сегодня, по словам профсоюзных активистов, со всех работающих собирают заявления о выходе из профсоюза задним числом. Кроме того, Алексей Клуг и сотоварищи на общем собрании объяснили, что приняли решение о выходе коллектива из профсоюза, откровенно нарушив закон. Потому что каждый человек вправе определить, нужен ли ему профессиональный союз только индивидуально. 
- Из-за психологического давления работодателя и страха потерять работу многие работники ГУП «Башавтотранс» пишут заявления о выходе из профсоюза, - с горечью констатируют в рескоме роспрофавтодора. – Работодателем инициирована попытка разрушения сразу 22 первичных профсоюзных организаций, ухудшая и без того тяжелое положение работников госпредприятия, чья среднемесячная заработная плата составляет 70 процентов от средней по республике.
В региональном комитете общероссийского профсоюза полагают, что давление на профсоюзных активистов противоречит не только Конституции РФ, российским Трудовому кодексу и закону  «О профессиональных союзах», но и подпадает под статью УК РФ, предусматривающего наказание за дискриминацию общественных объединений. 
В профсоюзе отмечают, что все благостные отчеты о работе «Башавтотранса», которые в последние годы получало правительство РБ, «далеки от реальности».
- Цифры, о которых рапортует госперевозчик, получены за счет  снижения стимулирующих выплат и премий и заработной платы работников, - уверены в профсоюзе. – Итогом всех «оптимизационных» процессов, проведенных Алексеем Клугом за свою трехлетнюю деятельность в ГУП «Башавтотранс» стала потеря высокопрофессиональных водителей, вынужденных увольняться из предприятия в связи с низкой заработной платой, разжигание социальной розни в трудовых коллективах, и, в итоге – возникновение угрозы безопасности и качеству пассажирских перевозок в регионе.  
Между тем, президент Башкирии Рустэм Хамитов на днях в ежегодном послании депутатам республиканского заксобрания заявил, что «вопрос справедливой оплаты труда работающих должен быть для вас наиглавнейшим».
- Более активную роль в повышении зарплаты, считаю, обязаны играть профсоюзы, другие представительные органы работников, а наиболее действенным инструментом должны стать отраслевые тарифные соглашения, - обозначил векторы дальнейшего развития республики в сложных экономических условиях глава региона.
Рустэм Хамитов предложил местным парламентариям «выйти с инициативой об ужесточении административной ответственности за невыполнение условий подобных соглашений со стороны работодателей».
Неужели найдут управу и на таких руководителей, как нынешний гендиректор «Башавтотранса», которым отраслевой профсоюз не указ?
Впрочем, как следует из публикаций СМИ, Алексею Клугу не только не интересны проблемы работающих у него людей, но и сами люди.  Похоже, что бывший глава администрации президента РБ Владимир Балабанов, посадивший Алексея Клуга в кресло гендиректора ГУПа, поставил своему ставленнику другую задачу – разрушить и обанкротить стратегическое автопредприятие Башкирии. Как только протеже Владимира Балабанова вступил в должность, вместо того, чтобы развивать социальные перевозки (а «Башавтотранс» существует в республике именно для того, чтобы обеспечивать доступность автотранспорта для жителей региона) новый начальник сократил людям зарплату и принялся распродавать производственные площади, гаражные боксы, грузовой и пассажирский транспорт. Менее чем за три года в автопредприятии уволили свыше четырех тысяч человек, многие из которых были опытными специалистами в автотранспортной отрасли. Так что теперь Алексею Клугу, который окружил себя дилетантами, такими же как и он сам, пришедшими в небезопасную сферу из торговли, некому подсказать, что он совершает одну политическую ошибку за другой.
И уничтожение профессионального союза, чтобы установить контроль над членскими взносами, лишь небольшая часть коррупционных схем, которыми прославился Алексей Клуг.
Так, по данным СМИ, в автопредприятии ежедневно рискуют жизнями пассажиров, заправляя автобусы некачественным топливом, выпуская в рейсы транспортные средства, переоборудованные на газ кустарным способом и фальсифицируя обязательный техосмотр. Для чего автобусный начальник идет на все эти, небезопасные для пассажиров авантюры? Например, некачественное горючее, предназначенное для заправки печей, а не автомобильного транспорта, автопредприятие закупает у одной и той же фирмы на четыре рубля дороже рыночной стоимости, переплачивая в год 144 миллиона государственных рублей. На эти деньги можно было бы приобрести не менее ста современных и комфортабельных большеместных автобусов. Но в «Башавтотрансе» предпочли на деньги республиканской инвестиционной программы купить 100 автобусов «ПАЗ», не приспособленных для пассажироперевозок, переплатив по 200 тысяч рублей за каждое транспортное средство, а потом еще по 100 тысяч заплатили за каждую машину сверху, переоборудовав их на газ. И надо понимать, что все эти финансовые шалости происходят в государственном предприятии, получающее дотации из казны республики, а значит, и на средства налогоплательщиков. И прямая обязанность государства привлечь к ответу человека, вообразившего, что российские законы ему не писаны.


Комментариев нет:

Отправить комментарий